Представительство ямало-ненецкого автономного округа в санкт-петербурге
На главнуюКарта сайта
Новости
16:10 | 30 января 2019 года
Выставка «Арктика – земля обитаемая» в Российском этнографическом музее

Выставка, которая впервые рассказывает об Арктике как о единой цивилизации, замкнутой внутри Полярного круга, открылась в Санкт-Петербурге в Российском этнографическом музее. Экспозиция выставки иллюстрирует, каким образом человеку, появившемуся в этом регионе 30000 лет назад, в эпоху палеолита и неолита, удалось сделать Арктику пригодной для проживания.

Музей представил свыше 500 предметов из своего собрания, среди которых одежда и элементы хозяйственных практик народов, представляющих «арктическую цивилизацию». Среди них есть и общие для всех элементы, и уникальные, но их совокупность сформировала образ общего «арктического дома».

Собрание Российского этнографического музея является одним из крупнейших в мире и включает в себя ряд совершенно уникальных, существующих в единственном экземпляре экспонатов. К их числу относится, например, костюм чукотского воина. Его владелец, вероятно, был участником корякско-чукотских войн XVIII века, которые отличались особой жестокостью. Доспехи, защищавшие тело и голову, состояли из панциря, щита и шлема из кожи лахтака (морской заяц), моржа и нерпы. Особый способ обработки кожи гарантировал её неуязвимость перед стрелами.

Наряду с предметами из коллекции РЭМ на выставке экспонируются предметы из коллекции Российского государственного музея Арктики и Антарктики. Это уникальные археологические находки из Мангазеи, русского города на севере Западной Сибири, построенного в 1601 году отрядом тобольских и березовских стрельцов и казаков как опорный пункт для продвижения русских вглубь Сибири, а также костюм участника Первой дрейфующей станции СП – 1. Интересно, что в основу костюма, используемого полярниками и всеми, кто работает в Арктике, легли принципы защиты от холода, выработанные коренными народами Арктики.

Лейтмотивом выставки «Арктика - земля обитаемая» служит движение, и центром экспозиции являются собственно средства передвижения: нарты собачьей упряжки, алеутский каяк и поморский карбас. Жизнь людей за Полярным кругом, идущих за стадами диких северных оленей и со стадами домашних оленей, была невозможна без охоты и освоения новых территорий, богатых рыбой и морским зверем.

Разделы выставки включают в себя материалы, посвященные шаманизму и священным местам, археологии, культуре дома и быта, одежде, охоте, рыболовству, коневодству и «русским старожилам». Сферы жизни разделяются по принципу «день»/«ночь» и иллюстрируют занятия, характерные для жизни в светлое и темное время года.

Освоение огня изменило ритм и пространство передвижений, открыло путь в Арктику. Огонь, обогревавший жилище, стал домашним очагом, создав вместе с тем особое, сакральное пространство дома. В него нельзя было бросать иголки и другие острые предметы, шишки кедрача и ели, «чтобы не залепить смолой глаза» хозяйке или хозяину огня. Около огня запрещалось колоть дрова и поправлять их ножом в очаге, проливать кровь птицы или животного, «чтобы не рассердить его», плевать в огонь и заливать его водой. Так как огонь считался хранителем благополучия семьи, перед приёмом пищи его обязательно «кормили» жиром, мясом и даже вином или водкой как редкими продуктами. К нему обращались с просьбой о помощи в хозяйственных делах. Заботясь о людях, огонь мог потрескиванием «говорить» о хорошем промысле и состоянии оленьего стада, предупреждать о грядущих бедах. Если этот звук слышали утром – это было добрым знаком, если вечером – плохим.

В конструкции традиционной одежды учитывались не только теплоизоляция, но также легкость, мягкость, эластичность и способность поддерживать естественный для тела микроклимат.

Основным материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных, главным образом, оленя. У оленьего ворса особое строение: каждая ворсинка представляет собой полую трубку, что позволяет аккумулировать и сохранять тепло под одеждой даже в сильные морозы. Все детали одежды сшивались сухожильными нитками, которые не рвались на морозе и органично соединялись со сшиваемым материалом. Швы для тепла прокладывались оленьим волосом. Носили одежду ворсом к телу, но зимой она, как правило, была двойной: мехом внутрь и мехом наружу, и шили ее из шкур осеннего забоя, имевших более густой теплый ворс.

Русское население берегов Белого и Баренцева морей, занимавшееся морскими промыслами, издавна называли поморами. Поморы выработали бесценный опыт выживания и хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Крайнего Севера, являющегося и по сей день границей ойкумены – пространства обитания человечества. Несмотря на активные процессы смешения, поморы до наших дней сохранили собственное локальное самосознание и некоторые черты традиционной культуры.

Освоение русскими Арктики строилось более на партнерстве, чем на вражде. Основную роль здесь играла торговля, которая не только формировала экономические отношения с народами Арктики, но и была инструментом дипломатии и политики.

Больше информации на сайте музея.

Наша справка: выставка работает до 01 июня 2019 года, музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17.00), по вторникам — с 10.00 до 21.00 (касса — до 20.00), по воскресеньям  — с 11.00 до 19.00 (касса — до 18.00). Кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца.

09:59 | 19 апреля 2019 года

Объявляется конкурс для творческой молодежи «Вместе против коррупции!»

Генеральная прокуратура Российской Федерации объявляет Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».

GISMETEO: Погода по г.Салехард
GISMETEO: Погода по г.Санкт-Петербург
Читать блог