75 лет со дня гибели конвоя БД-5 в Карском море

12.08.2019

Великая Отечественная война оставила миллионы примеров храбрости и героизма, невероятной силы духа в самых сложных обстоятельствах на суше, в море и воздухе. Одним из таких эпизодов стал полярный конвой БД-5, понесший тяжелые потери в Карском море. В августе 2019 года этим событиям исполняется 75 лет.

Более чем через семь десятилетий после августа 1944 года участникам проекта «Карские экспедиции» – поисковикам, историкам и специалистам компании «Фертоинг», при поддержке Правительства ЯНАО, удалось уточнить и раскрыть множество деталей гибели конвоя БД-5. Благодаря их работе вышли публикации и книги, пополнены коллекции музеев, материалы о событиях вошли в документальные фильмы, проведен ряд выставок.

Наша справка: Конвой БД-5 (Белое море – Диксон) вышел из Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 года в составе тральщиков Т-114, Т-116, Т-118 и транспортного парохода «Марина Раскова». В числе пассажиров находились военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути. На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской ВМБ, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Всего на трех судах конвоя было 752 человека. Вечером 12 августа, в 60 милях от острова Белый, конвой был атакован немецкой подлодкой U-365, которая поразила пароход «Марина Раскова». Командир конвоя и экипажи тральщиков приняли удар торпеды за подрыв на мине, и начали эвакуацию экипажа и пассажиров парохода. В это время лодка нанесла следующие торпедные удары, в результате чего ночью 13 августа затонули два тральщика – Т-114 и Т-118. Смертоносная атака унесла жизни 378 человек – краснофлотцев, полярников, женщин и детей. Командой уцелевшего тральщика было подобрано 145 человек. В море на различных плавсредствах осталось около 130 человек. Три «Каталины» – капитана Евдокимова, подполковника Козлова и капитана Сокола отправились на поиск выживших. С огромным трудом летчики сажали самолеты на море – в штормовых условиях, при высоких волнах и в течение нескольких дней спасали людей.

17 августа лётчик Евдокимов обнаружил одну из шлюпок с парохода «Марина Раскова», в которой находилось 18 человек. Все спасённые были доставлены в губу Белужью. 17 августа экипаж под руководством Козлова спас 25 человек с вельбота. 19 августа лётчик Сокол спас ещё 11 человек. 23 августа «Каталина» с бортовым номером «СССР – Н275» подполковника Козлова поднялась в воздух и после 7-часовых поисков обнаружила кунгас с уцелевшими. Волны не позволяли посадить самолет, и тот 9 часов кружил, ожидая спасательное судно. Когда топлива оказалось в обрез, а судна все не было, Козлов решил все-таки посадить «Каталину» на штормовые волны. Он знал: посадка на волну крайне опасна и может погубить самолет. Но бросить людей не мог. И экипажу удалось приводниться, а потом и забрать людей с кунгаса. Гидросамолет шел к острову Белый прямо по штормовому морю. Так удалось спасти еще 13 человек. Всего, более чем за 10 дней, в августе 1944 года, полярные летчики спасли 69 человек с конвоя БД-5. Всего из состава конвоя выжили 374 человека – менее половины.

Через 70 лет после событий, в первой поисковой экспедиции 2014 года, компании «Фертоинг» удалось обнаружить место гибели транспортного парохода «Марина Раскова» и двух тральщиков. В 2015-м году, в ходе «Карской экспедиции 2015», транспорт и тральщики были обследованы телеуправляемым подводным аппаратом и водолазами компании «Фертоинг». Экспедиции стали возможными благодаря объединению усилий Правительства Ямало-Ненецкого округа, компании «Фертоинг», историков и краеведов ЯНАО. Экспедиции позволили определить точные координаты мест гибели кораблей, установить информацию о судьбе многих участников конвоя, передать ее родственникам и потомкам моряков и пассажиров БД-5. Водолазы установили памятные таблички на судах, лежащих на дне. Память об августовских событиях 1944 года всегда будет с нами.